Улица Кайбицкой

Улица Фучика Казань

 

Кайбицкая Галия Мутыгулловна

 

Кайбицкая Галия Мутыгулловна

Кайбицкая Галия Мутыгулловна (1906-1993), артистка Татарского государственного академического театра, солистка театра оперы и балета, народная артистки ТАССР. Родилась 21 мая 1906 г. Ее отец Мутыгулла Тухватуллин был духовным наставником татарского поэта Габдуллы Тукая.

Среди учеников знаменитого хазрата был и Габдулла Кариев – основатель татарской театральной труппы передвижников “Сайяр”. Будучи разносторонне одаренной личностью, хазрат Мутыгулла хорошо знал поэзию Востока, арабскую и русскую литературу, в совершенстве владел несколькими языками, любил музыку, высоко ценил поэзию Пушкина и Лермонтова. Он основал медресе “Мутыгия” с татарским и русским отделениями. Его супруга Гиззинас создала женское медресе. В то время семья проживала в городе Уральске. В семье Мутыгуллы-хазрата всего было пятнадцать детей. Впоследствии восемь детей умерли. Все дети Мутыгуллы Тухватуллина воспитывались в особой атмосфере, пробуждавшей в них тягу к наукам, поэзии, театру, музыке. Мать Галии вела дома занятия с девичьим хором, состоявшим из учениц медресе, и постепенно привлекла к пению своих четырех дочерей. 

Галия получила образование в медресе своих родителей. Старший брат Камиль сыграл большую роль в ее судьбе. Он, взявший впоследствии имя своего отца Мутыгуллы (Камиль Мутыги), как и отец, хорошо знал арабскую и русскую культуру, стремился к овладению языками. Имея прекрасный баритональный голос, Камиль как певец получает широкую известность, его зовут “татарским Шаляпиным”. В 1920 г. Камиль создает в Уральске Союз искусств рабочих (Рабис). Галия с братом Адгамом вступили в эту организацию, начали вести активную агитацию с целью привлечь в нее татарскую молодежь. Адгам становится режиссером концертов и спектаклей Рабиса. Он взял себе псевдоним – Кайбицкий. 

В 1923 г. Адгам, Амина и Галия отправились в Казань. Адгама приняли в труппу Первого государственного показательного драматического татарского театра. Галия и Амина стали студентками Казанского театрального техникума, находившегося на нынешней улице Рахматуллина. 

В начале учебы Галия знакомится с Салихом Сайдашевым. Начались индивидуальные репетиции, Салих предлагал девушке все новые и новые песни. Спектакль “Асылъяр” готовился в 1924 г. Театр выступил с премьерой постановки по произведению Файзи в саду “Эрмитаж”. Роль Ляли исполняла Галия. Зрители встретили игру актеров овациями. Драматург сам выражал искреннее восхищение игрой молодой артистки. 

В 1924 г. подводились творческие итоги деятельности студентов театрального техникума. Преподаватель актерского мастерства Карим Тинчурин распределял роли из различных спектаклей, и Галие досталась роль Галиябану, а на роль Халила назначили студента Хакима Салимжанова. Для музыкальных репетиций Галию и Хакима прикрепили к Сайдашеву. Старания не прошли даром, молодые люди этот экзамен сдали успешно. На следующий день Карим Тинчурин пригласил Галию прийти в театр и стать артисткой. Так восемнадцатилетняя Галия Тухватуллина официально становится актрисой театра.

После удачного партнерства в “Угасших звездах” Ситдик Айдаров и Галия Кайбицкая (в это время она окончательно взяла ставший уже привычным псевдоним) во многих постановках стали играть героевлюбовников. Для того чтобы Галия повысила свой творческий уровень, Карим Тинчурин предложил ей перейти из театрального техникума в музыкальное училище. Он договорился с дирекцией училища, и в декабре 1925 г. Галия начинает брать уроки на вокальном отделении. Директор училища А.А. Литвинов, руководитель татарского отделения композитор С. Габаши приняли Галию очень тепло и для занятий по вокалу прикрепили к знаменитому педагогу Е.Г. Ковельковой. 

Основными в репертуаре Галии Кайбицкой были роли Майсары в “Голубой шали”, Муршиды в “Казанском полотенце”, Зифабану в “Родине”, Гуляедам в “На Кандре” К. Тинчурина, а также Гульюзум в “Наемщике” Т. Гиззата и Галиябану в “Галиябану” Мирхайдара Файзи. Кайбицкая в Татарском театре работала с 1923 г. по 1933 г. За это время она получила профессиональное образование, стала певицей и драматической актрисой. Особенно ярко раскрылся ее талант в музыкально-драматических произведениях. Не удивительно, что постепенно такой рост привел Галию Кайбицкую в ряды основателей татарской оперной сцены. С 1934 г. ее жизнь и творчество связаны с татарской оперой. 

После долгих лет работы в драматическом театре, уже в зрелом возрасте, Галия Кайбицкая вновь отправляется учиться – в татарскую оперную студию, созданную при Московской консерватории. В первый состав студии входили Ситдик Айдаров, Галия Кайбицкая, Салих Сайдашев, Джаудат Файзи, Мунира Булатова, Сара Садыкова и др. Здесь полностью раскрывается вокальное дарование Галии. 

Галия Кайбицкая стала оперной звездой. За двадцать лет на сцене ей довелось исполнять во многих спектаклях главные роли в первом составе. Она первой исполнила партии в операх Назиба Жиганова: Райхана (“Качкын”), Бибисара (“Ирек”), Сусылу (“Туляк”), Сажида (“Ильдар”), Алтынчеч (“Алтынчеч”), Карлыгач (“Намус”). 

В годы войны театр оперы, наряду с постановкой спектаклей, давал концерты в военных госпиталях. В 1956 г. достраивается новое здание театра оперы и балета в Казани. Петь здесь Кайбицкой доставляет огромное удовольствие. На оперной сцене Галия с высоким профессионализмом исполняла роли из классического мирового репертуара: Марфы в опере Римского-Корсакова “Царская невеста”, Джильды в опере Верди “Риголетто”, Виолетты в его же опере “Травиата”. На сцене этого театра Галия Кайбицкая исполнила все основные партии, созданные для колоратурного сопрано. В 1968 г. она ушла на пенсию. 

Галия Кайбицкая прожила долгую и счастливую жизнь. Она была ведущей солисткой театра оперы и балета, народной артисткой Республики Татарстан, и вместе с тем многодетной матерью, вырастившей троих собственных детей и двух девочек-сирот, чьи родители погибли во время войны. Рядом с ней в течение тридцати восьми лет находился любимый человек, муж и отец детей Ильяс Аухадеев – заслуженный деятель искусств, народный артист ТАССР, выпускник Ленинградской консерватории, скрипач, дирижер. С 1941 г. по 1948 г. он был директором театра оперы и балета, затем двадцать лет руководил Казанским музыкальным училищем.

Галия Кайбицкая всю свою жизнь провела среди талантливейших людей и сама вдохновенно творила. В памяти старшего поколения она живет и в неповторимой красоте женского обаяния и как замечательная эстрадная певица, и, конечно, как выдающийся мастер оперной сцены. В честь певицы в Кайбицах открыт музей. 

В жилом массив Азино-1 города Казань именем Кайбицкой Галии названа улица.

02.09.2011

Оцените статью
Добавить комментарий