Улица Гудованцева

Улица Гудованцева Казань

 

Гудованцев Николай Семенович

 

Гудованцев Николай Семенович (1909-1938), командир эскадры дирижаблей 30-х гг. 
Н.С. Гудованцев окончил Омский индустриальный техникум и Дирижаблестроительный институт в 1935 г. В то время в СССР активно осуществлялось строительство дирижаблей – больших управляемых аэростатов с обтекаемым корпусом, оперением и моторами.

Имея одну или несколько кабин, они использовались для перевозки пассажиров, грузов и в военных целях. 
В феврале 1938 г. в Советском Союзе была предпринята экспедиция дирижабля “СССР В-6” для спасения членов полярной станции “Северный полюс 1”, которые терпели бедствие на треснувшей льдине. Предполагалось, что только дирижабль смог бы быстро долететь и, зависнув над льдиной, поднять людей и оборудование. 
Экипаж дирижабля подобрали из лучших специалистов, самых знающих командиров, штурманов и бортмехаников. Все девятнадцать человек, несмотря на молодость, были опытными авиаторами. Командиром был назначен молодой пилот Н.С. Гудованцев. Такое назначение произошло, вероятно, потому, что однажды свою оплошность Гудованцев исправил героическим поступком. Дирижабль В-2 под его командованием, выполнив тренировочный полет, приземлился в Донецке. Вопреки правилам эксплуатации весь экипаж покинул гондолу и занялся прикреплением дирижабля к стопорам. В это время в гондолу забрались любопытные мальчишки. Внезапный порыв ветра сорвал дирижабль с якорей, и он, никем не управляемый, пошел на подъем. Тогда Гудованцев, ухватившись за трос, стал подтягиваться на руках и с большим трудом добрался до гондолы. Запустив двигатели, он благополучно привел дирижабль на аэродром. За находчивость и отвагу Гудованцев был награжден орденом.

Когда все приготовления были закончены (загружено горючее, продовольствие, теплая одежда, палатки, ружья и т.д.), “СССР В-6” отправился в пробный рейс в Мурманск. Погода ухудшалась, а экипаж дирижабля в полете пользовался картами 1906 г. Неожиданно прямо по курсу дирижабля сквозь туман проступили очертания горы. Не успев набрать высоту, дирижабль стал цепляться за деревья. После ударов в гондоле с экипажем от искры, возникшей, как полагали, при замыкании в цепи электропитания, начался пожар. Взорвались баки с бензином, ящики с патронами, и корабль превратился в огненный шар. Трагедия произошла в 39 км от Кандалакши. Все тринадцать человек, находившиеся в кабине, погибли, в том числе и Гудованцев. Спаслись только шестеро авиаторов, находившихся в мотогондолах и в хвосте дирижабля. 

Как отмечали позже эксперты, в течение всего полета материальная часть дирижабля работала безотказно. Причины катастрофы заключались в отсутствии на борту надежных средств навигации. На карте, которой пользовались аэронавты, вместо злополучной горы было обозначено болото. Телеграфное агентство Советского Союза сообщило: “При катастрофе убиты товарищи: Гудованцев Н.С. – первый командир дирижабля “СССР В-6”, Паньков И.В. – второй командир, Демин С.В. – первый помощник командира, Лянгузов В.Г. – второй помощник командира, Кулагин Т.С. – третий помощник командира, Ритсланд А.А. – первый штурман, Мячков Т.Н. – второй штурман, Конюшин Н.А. – старший бортмеханик, Шмельков К.А. – первый бортмеханик, Никитин М.В. – бортмеханик, Кондрашев Н.Н. – бортмеханик, Чернов В.Д. – бортрадист, Градус Д.И. – синоптик”. 

Урны с прахами погибших членов экипажа захоронены в Колумбарии Новодевичьего кладбища (Старая территория) в Москве.

В Честь отважного авиатора казанцы назвали улицу. Так же улицы Гудованцева есть в Донецке и Луганске.

23.08.2011

Оцените статью
Добавить комментарий