Улица Файзи Джаудата

Файзи Джаудат Харисович

 

Файзи Джаудат Харисович

Файзи Джаудат Харисович (1910-1973) — один из видных представителей музыкальной культуры татарского народа, с его именем связаны развитие песенного искусства и рождение национальной музыкальной комедии Татарстана. Д.Х. Файзи (Файзуллин) родился 4 января 1910 г. в Оренбурге.

Значительное влияние на музыкально-творческое развитие Джаудата оказали его дядя – классик драматургии Мирхайдар Файзи, прививший будущему композитору любовь к музыке и театру, а также старший товарищ Джаудата Александр Ключарев, отлично игравший в те годы на баяне. 

Все возрастающее влечение к музыке приводит юного Джаудата на музыкальные вечера Восточной музыкальной школы. Вскоре он был зачислен в класс фортепиано преподавателя Халимы Ибрагимовны Терегуловой (Булатовой), где и получил первоначальное музыкальное образование. Тяготение к самостоятельному творчеству проявилось прежде всего в писательских опытах. В 15-летнем возрасте Джаудатом была написана драма “Слезы”, которая ставилась в Татарском драматическом театре Оренбурга.

В 1925 г. семья Файзуллиных переезжает в Казань. Окончив среднюю школу, Файзи едет на работу в качестве учителя в деревню Ишеево Горьковской области. Здесь он активно участвует в организации сельской художественной самодеятельности, что помогает ему вплотную соприкоснуться с народным песенным творчеством. В 1929-1933 гг. Файзи – студент юридического факультета Казанского университета. Изучая юридические науки, он продолжает заниматься литературным и музыкальным творчеством. В 1929 г. была издана его комедия “Шесть пальцев”, в 1930 г. выпущен сборник его рассказов. В эти годы он становится активным участником молодежной секции Союза писателей Татарии и корреспондентом газеты “Кызыл яшьляр” (“Красная молодежь”). Одновременно появляются первые музыкальные сочинения Файзи. Такие из них, как “Восточный романс” на собственный текст, “Марш индустрии” на стихи Р. Ишмуратова, марш “Красная молодежь”, были приняты радиокомитетом и исполнялись на концертах татарской музыки. Файзи посещает курсы истории музыки в Казанском музыкальном училище и занимается с В.И. Виноградовым композицией. Эти занятия ускорили творческое становление молодого композитора. Закончив юридический факультет, Файзи работает ученым секретарем в Казанском институте права, основанном на базе этого факультета.

В 1934 г. в связи с организацией Татарской оперной студии при Московской государственной консерватории Файзи оставляет работу в институте и направляется в Москву заведующим учебной частью студии. При студии была создана и композиторская группа. Одновременно с административной работой Файзи занимается здесь в классе композитора Б.С. Шехтера. Основные творческие интересы Файзи сосредоточены в это время в области песенного жанра.

В 1938 г. Файзи вместе с другими выпускниками Татарской оперной студии возвращается в Казань. Здесь он принимает деятельное участие в музыкально-общественной жизни: работает музыкальным редактором радиокомитета, а затем заведующим музыкальной частью Татарского академического театра им. Г. КамалаТатарского академического театра им. Г. Камала. Его первые работы – музыка к спектаклям “Ташкыннар” (“Потоки”) Т. Гиззата (1937), “Шамсикамар” М. Аблеева (1938) – принесли ему успех у зрителей, расширили диапазон его творчества. Особенно большую известность получила музыка к комедии Н. Исанбета “Хужа Насредин” (1941). Этот опыт помог ему взяться за более сложную задачу – создание татарской музыкальной комедии.

Первым его произведением в этом жанре была музыкальная комедия “Башмагым” (“Башмачки”), премьера которой состоялась 1 марта 1942 г. на сцене Татарского государственного театра оперы и балета. Продолжая работу в области музыкальной комедии, Файзи в содружестве с поэтом Ахмедом Файзи в 1944 г. создает второе произведение этого жанра – “Акчарлаклар” (“Чайки”), посвященное молодежи. В 1949 г. была осуществлена постановка третьей музыкальной комедии Файзи – “Идел буенда” (“На берегу Волги”), написанной в содружестве с драматургом Гамиром Насретдиновым.

В годы Великой Отечественной войны композитор создает много песен, посвященных темам сурового военного времени. Такие из них, как “Кровь за кровь” на стихи Г. Насретдинова, “Товарищ командир” на стихи Ф. Карима, “Встреча героев” на стихи Т. Гиззата и др., приобрели популярность и звучали призывом к борьбе и победе.

В послевоенные годы им написано большое количество песен. Творческие поиски ведут композитора через песню от музыкальной комедии к опере. Его “Неотосланные письма” по повести Аделя Кутуя – интересный опыт создания татарской лирической оперы на современную тему (либретто также принадлежит перу Файзи), премьера которой состоялась на сцене театра им. М. Джалиля в 1960 г.

Творческая деятельность Файзи была многогранна. Он был знатоком современного музыкального фольклора татарского народа, его собирателем и исследователем. Особое место в его творчестве занимал детский репертуар. Еще в 1936 г. в содружестве с поэтом Мусой Джалилем Файзи создал альбом пионерских песен. Его книга-сказка в стихах “Забавные гости” в занимательной форме рассказывает об инструментах симфонического оркестра.

Многогранная творческая деятельность композитора длилась более 40 лет. Природа наделила его ярким талантом и неиссякаемым трудолюбием. Автор трех музыкальных комедий, музыки к драматическим спектаклям (около 30), свыше 200 песен и романсов, многочисленных фольклорных обработок, оперы и сочинений для детей, Джаудат Файзи внес неоценимый вклад в татарскую культуру. Его произведения звучат в музыкальном быту татарского народа, в театрах и на эстрадных концертах, получили распространение за пределами республики.

За выдающиеся заслуги в развитии татарской музыки Д. Файзи был награжден орденом Трудового Красного Знамени, ему были присвоены почетные звания заслуженного деятеля искусств ТАССР, заслуженного деятеля искусств РСФСР и народного артиста ТАССР.

Помощь в подготовке материалов о Д.Х. Файзи оказала племянница композитора БарановаФайзуллина Гульнур Фуатовна.

Имя Джаудата Харисовича носит улица в Советском районе Казани

17.10.2011

Оцените статью
Добавить комментарий