Александр Яндаев: «Театр со мной все 24 часа»

Александр Яндаев: «Театр со мной все 24 часа»

                                                                                                          фотограф: Андрей Тарасов

Накануне международного Дня Театра (он, кстати празднуется 27 марта) Александр Яндаев — артист Казанского Театра Юного зрителя рассказал нам, что для него театр, как он туда попал, и как театральная жизнь захватила его с головой.

— Александр Петрович, Ваш путь артиста крайне интересен. Первое образование у Вас «КАИ» (КГТУ им.А.Н.Туполева), но инженером Вы не работаете, свою жизнь повятили театру. Как Вы решили изменить курс жизни и направить его на театральное искусство?

— Довольно просто, «КАИ» был техническим ВУЗом с театральным уклоном. Мы занимались в кружках, были какие-то увлечения, примерно с 3 курса я начал заниматься в народном театре «Ровесник», участвовал в фестивалях, которые организовывал «КАИ» и т.д…

Александр Яндаев: «Театр со мной все 24 часа»

Со временем это переросло в нечто большее, чем увлечение. После «КАИ» меня сразу пригласили в филармонию, в Молодежный театр «Маска», который базировался в Набережных Челнах. Режиссером там был Сергей Овсянников. Когда я там работал, мы играли «Обыкновенное чудо» Е.Шварца; «Смерть Тарелкина» А.В.Сухово-Кобылина, спектакль «Декабристы» по сценарию С. Овсянникова, который написан по стихам А.С. Пушкина; также я играл Волка и Старого зайца в детском спектакле (сказке) «Зайка Зазнайка» С.Михалкова…

Александр Яндаев: «Театр со мной все 24 часа»

Александр Яндаев: «Театр со мной все 24 часа»

А потом мне пришлось пойти работать по распределению инженером в ГИПО (Государственный институт прикладной оптики). Полтора года из 3-х положенных я проработал инженером конструктором. В 1981 году я поступил в Казанское театральное училище на курс Е.Н. Кара-Гяура и М. Г. Сальтиной,  бывшей очередным режиссером тогда в нашем ТЮЗе . В 1985 году после окончания КТУ, я уехал по распределению в Петропавловск, там проработал четыре с небольшим года, много ролей сыграл, ну а потом вернулся в Казань…

Александр Яндаев: «Театр со мной все 24 часа»

Александр Яндаев: «Театр со мной все 24 часа»

Полгода я проработал у С.Б.Переля в тогдашнем Театре на Булаке. После этого главный режиссер Б.И.Цейтлин пригласил меня в ТЮЗ, с тех пор я здесь работаю (с 28 ноября 1989 года).

— Вы работали с разными режиссерами, с кем из них было интереснее?

— Больше всего мне запомнилась работа с Б.Н. Голубицким, с Б.И.Цейтлином, конечно тоже, но с Голубицким у меня было больше работы. Голубицкий совершенно другого плана режиссер, нежели Цейтлин, хотя они и дружны между собой.

С Голубицким мы ездили на гастроли в Малый театр СССР. Впечатления о сцене Малого театра просто незабываемые… Одним словом, из всех режиссеров, с которыми я работал (пальцев может не хватить пересчитать) Голубицкий мне дал многое.

Александр Яндаев: «Театр со мной все 24 часа»

Александр Яндаев: «Театр со мной все 24 часа»

— А можете ли Вы в своем творчестве выделить спектакль, который повлиял на Вашу дальнейшую жизнь?

-Ну, так громко, чтобы на всю жизнь повлиял, такого нет, но очень запомнился спектакль «Не было ни гроша, да вдруг Алтын» в постановке того же Б.Голубицкого по пьесе А.Н.Островского, там я играл роль Елеси. Эта роль мне очень полюбилась, она была сыграна мной трижды на сцене Малого театра…

— Кроме театра Вы еще и в кино снимались. Нам известно, что Вы снялись в фильмах «Собака» Ф.Давлетшина и «Бибинур» Ю.Фетинга. Где работать сложнее?

— Так однозначно не скажешь, где сложнее, а где проще, везде непросто. Это на самом деле два различных вида деятельности. Со стороны может показаться, что они чем-то схожи. В кино работать, на мой взгляд, не так интересно, как в театре, хотя и почетно, да и в финансовом плане сниматься в кино гораздо выгодней. А театр — это то, чем занимаемся с удовольствием. Хоть кино я еще мало «понюхал», удовольствия оно мне не приносит. Для меня это может быть любопытно, но не более того. Специфика совершенно другая — нет публики, играешь кусочками, если что-то испортил всегда можно исправить-переснять.

Александр Яндаев: «Театр со мной все 24 часа»

— Сейчас в ТЮЗе готовится к выпуску премьера «Приключения Свена» по пьесе Ю.Клавдиева «Собаки Якудза», где Вы играете пса – хозяина ночлежки Атоса. Расскажите, пожалуйста, про Вашего героя в спектакле. Чем он близок и интересен Вам?

— Мой герой Атос, он уже такой бывалый пес. Держатель, так сказать, ночлежки для других собак. Он инвалид, у него нет одной лапы, но, тем не менее, он не унывает. Мне он интересен тем, что он является уже не несмышленным щенком, наоборот, он переосмысливает жизнь, где-то философствует… Атос заботливый, хотя не бескорыстный. Он старается как-то облегчить жизнь остальным собакам, конечно не бесплатно, но не дерет с них последнюю шкуру. (Смеется)

— Можно сказать, что Вы сейчас переосмысливаете жизнь? Как Ваш герой?

— Жизнь всегда надо переосмысливать. Конечно, с возрастом и жизненным опытом меняются приоритеты и взгляды. Но я точно знаю, что в моей жизни всегда будет главным – театр и семья.

Александр Яндаев: «Театр со мной все 24 часа»

— А семья у Вас театральная?

— Да, моя супруга работает в театре. Поэтому театр всегда плавно перетекает домой. Театр всегда со мной. Все двадцать четыре часа. (Улыбается)

— А оставить театр никогда не хотелось? Вернуться к технике…

— Однозначно – нет. Театр – это диагноз.

— Сейчас наблюдается тенденция преподавать актерское мастерство, как в государственных учреждениях, так и в различных частных студиях. Задумывались ли Вы когда-нибудь о преподавательской деятельности?

— Я как-то решил, что преподавать — это не мое. Я вел кружки в разных школах. Был даже такой случай, что на одном конкурсе, когда все дети, которые посещали эти самые кружки, собрались, а я же вел занятия и в одной школе и в другой. И перед выступлением я то с одними, то с другими стою. У них это вызвало ревность. Приходилось и тем и другим говорить: «Ребят, вы знаете, у меня друг ведет занятия в той школе. Он заболел и попросил меня за ними немножко присмотреть». (Смеется).

Но, чтобы пойти преподавать в театральное училище, однозначно нет. Во-первых, у меня не хватит терпения, ведь это адский труд. А во-вторых, это большая ответственность, которую я бы не взял на себя. Ведь по большому счету, ты решаешь судьбу человека. Кого-то увидишь, кого-то нет.. Может так получиться, что нужно было сразу не брать человека, а ты его пожалел и оставил, и этим, может быть, испортил ему всю жизнь. Поэтому я бы не стал брать на себя такую ответственность.

Александр Яндаев: «Театр со мной все 24 часа»

— Какие бы роли вы еще хотели сыграть?

— Какие конкретно, конечно, сложно сказать. Если обрисовать в целом, то это герои философского склада, с психологическими ходами, размышлениями. Когда я принимал участие в антрепризном проекте в нынешнем Театре на Булаке, мы играли спектакль «Игра теней», хоть спектакль, можно сказать, не получился, он был сыгран небольшое количество раз, но, тем не менее, роль, которую я там играл, мне очень нравилась. Это был Цезарь. В этом спектакле немного нестандартный взгляд на римского полководца: он раскрывается не только, как полководец, но как раз, как философ, мудрец. Он много рассуждает о власти, о любви…

— В июне следующего года у вас близится круглая юбилейная дата. Уже что-то планируется? Новая постановка? Бенефис?

— Надеюсь. Только сейчас я это оставлю в секрете от зрителей. (Улыбается)

— Что Вы можете пожелать Вашим зрителям?

— Дорогие зрители, я желаю, чтобы Вы чаще ходили в театр, и театр оправдывал Ваши ожидания. Чтобы Вы уходили довольные, получившие какой-то позитивный заряд на дальнейшую жизнь.

                                                                                                                                                                                                       Беседовала Мария Ненашева

kznportal.ru

18 марта 2014

Оцените статью
Добавить комментарий