Торговые центры Казани: впереди России всей

Торговые центры Казани: впереди России всей

Полномасштабное развитие рынка розничной торговли в России началось после того, как россияне перестали ощущать на себе последствия кризиса 1998 года: оживился рынок труда, подросли зарплаты, понемногу восстановилось доверие к финансовым структурам. В крупных городах назрела потребность в современных предприятиях торговли – супермаркетах, магазинах модной одежды, спорттоваров, бытовой техники, игрушек. Начали набирать силу торговые сети. Так постепенно рынок готовился к появлению торговых центров.

В первую очередь повсеместно выросли крытые торговые ряды и торговые центры, больше похожие на рынки — крошечные арендаторы, занимающие отсеки по 15-30 кв. метров, узкие проходы между длинными рядами магазинчиков без вывесок, однообразные витрины, завешенными и заставленными товарами. Очередь торговых центров с профессиональной концепцией пришла двумя-тремя годами позднее, и если российская столица может похвастаться первыми торговыми проектами, соответствовавшими международным стандартам, открытыми в 2002 году, то в Казани они появились ненамного позже.

Развитие торговли в Казани идет по тому же пути, который прошли крупные города Центральной и Восточной Европы. В том числе, Москва и Санкт-Петербург. Структура товарооборота изменяется в сторону увеличения доли «цивилизованной» торговли. Такая динамика свидетельствует о повышении благосостояния жителей города и области и формировании так называемого «среднего класса», предъявляющего более высокие требования к уровню мест совершения покупок.

«Пионерами» ритейла в Казани стали «MEGGA-Парк», «Сити-Центр», в котором появился и проложил дорогу для многих других национальных и международных ритейлеров первый в городе продовольственный сетевик «Рамстор». С открытием «XL», до сих пор самого посещаемого торгового центра в городе, на рынок Казани вышел целый ряд московских сетевых операторов – «Спортмастер», «Адидас», «Снежная Королева», «Союз», «Игромакс» и другие. В том же 2004 г. крупнейший западный девелопер, работающий на данный момент на территории России – компания IKEA, открыла свой мебельный магазин, а затем выбрала именно Казань для реализации своего проекта семейного торгово-развлекательного центра и запустила свой первый региональный центр «МЕГА» в ноябре 2005 года.

На 2004-2005 гг. пришелся строительный бум в Казани. Во многом он связан с тысячелетним юбилеем города, именно под празднование подгадывали и открытия важных объектов недвижимости. Но подобных темпов роста торговых площадей не наблюдалось и не наблюдается ни в одном городе России. По количеству современных торговых площадей на душу населения Казань сегодня обгоняет Москву и вплотную приближается к западноевропейским столицам – и это при том, что доходы среднего жителя Казани нельзя сравнить с доходами парижан или мадридцев. Таким образом, столица Татарстана первая вплотную подошла к насыщению торговыми площадями.

Ниже приводятся данные по крупнейшим торговым проектам Казани последних лет:

Крупнейшие торговые центры Казани, 2005

 Название торгового центра

 Год открытия

 Адрес

 Общая площадь, кв.м.

 XL  2004  Ямашева пр-кт, 93  40 000
 Бахэтле  2004  Ямашева пр-кт, 71а  19 300
 Грани  2004  Арбузова ул., 5  12 770
 МЕГА — Азино  2005  Победы пр., 141  115 000
 MEGGA-Парк  2003  Сибирский тракт, 34  23 800
 Рамстор  2005  Нариманова, 170  14 300
 Сити-Центр (I,II)  2003  Мавлютова ул., 45  27 500
 Тандем  2005  Декабристов ул., 2  62 350
 Южный  2004  Победы пр., 91  21 150
 Кольцо  2006  Петербургская ул., 1  40 000
 Парк Хаус  2006  Пересечение Ямашева пр. и ул. Мусина  70 000

Несмотря на значительный объем вводимых в эксплуатацию торговых площадей, в Казани еще недостаточно представлены развлечения – детские развлекательные центры и игровые площадки, места для досуга подростков и молодежи. В большинстве новых проектов запроектированы многозальные кинотеатры, так что можно ожидать, что этот сегмент скоро пополнится приходом мощных игроков.

Журнал Commercial Real Estate объясняет стремительный рост торговых площадей в Казани как наличием свободных финансовых ресурсов и программой ликвидации рынков, так и «пагубным» влиянием Москвы. В конечном итоге, выигрывает всегда потребитель, голосуя своими деньгами за самые привлекательные проекты. Поэтому в ближайшие годы состояние рынка торговых площадей Казани будет внимательно отслеживаться аналитиками для построения прогнозов по развитию рынка торговых площадей в других городах страны.

15.09.2008

Оцените статью
Добавить комментарий