По следам поморов на Северную Землю.

Илья Статейкин с командой при подготовке к экспедиции «По следам поморов на Северную Землю»

 

 Цель проекта 

  Пройти на маломерных парусных судах от Большеземельской тундры ( Ненецкий автономный округ) до архипелага Новая Земля, пройти вдоль западного побережья архипелага (Баренцево море ) на север, перейти через Северный остров Новой Земли и далее идти на юг вдоль восточного берега ( Карское море ). При этом пристальное внимание планируется уделить посещению и исследованию историческ5их мест, островов, связанных с полярными исследованиями прошлых столетий.
   Основной научно-исторической целью экспедиции является посещение мест Новой Земли, связанных с экспедициями Ф.П.Литке, П .К .Пахтусова, а также  с плаваниями поморов ( устье р. Савина ). Участниками экспедиции планируется подготовить фильм о русских первопроходцах, пионерах освоения Арктики. На месте зимовки Пахтусова – установить памятный знак ( губа Каменка ), а также памятный знак в честь соратника Пахтусова – Циволько в одноимённом заливе.
      Особый интерес экспедиции представляет поморская тематика – как наименее исследованная, и поэтому наиболее увлекательная. К сожалению, страницы отечественной истории, связанные с героическими экспедициями поморов, как на Новую Землю, так и на другие арктические архипелаги, у нас малоизвестны, и одна из целей путешествия – хотя бы частично восполнить этот пробел. Ведь история северного  ( полярного) мореплавания России – интереснейшая страница истории не только нашей страны, но и всего мира. По окончании мероприятия, планируется  сделать  видео фильм об освоении Новой Земли. В этом фильме, главным образом, планируется отразить тяжелейшие условия, в которых приходилось жить и заниматься промысловой деятельностью поморам, как летом, так и продолжительной полярной зимой.
    Также, помимо исторической тематики, в наши задачи входит выполнение описания состояния ледников, расположенных на южной части Северного острова Новой Земли, с целью выявления динамики их развития по сравнению с предыдущими годами.
    Уникальность экспедиции состоит в её протяженности и в том, что мы будем первыми современными путешественниками, которые преодолеют этот путь на разборных парусных судах с водоизмещением менее 3 тонны.

  Детальное описание проекта

   Группа будет состоять из трёх парусно-моторных катамаранов. Экипаж  забрасывается  на берег Баренцева моря Хайпудырской губы вездеходом из Воркуты. Далее проходит вдоль западного берега о. Вайгач, и пересекая пролив Карские Ворота попадает на Архипелаг Новая  Земля. Следующим этапом маршрута является прохождение вдоль западного  берега архипелага и достижение озера Гольцового, расположенного на Северном острове архипелага, 100 км. Севернее пролива Маточкин Шар. Далее планируется сделать шестикилометровый волок из озера Гольцовое в залив Медвежий восточного берега Новой Земли.  На этом берегу планируется установить памятный знак на месте зимовки Пахтусова в губе Каменка – Самая северная точка маршрута. Следующим этапом экспедиции является прохождение вдоль восточного побережья Новой Земли, омываемого Карским морем до посёлка  Усть-Кара. Оттуда, пересекая Байдаракскую  губу, планируется попасть в устье реки  Мордыяха, подняться в верховья реки до озера Ней-То, выполнить волок длиной около ста метров и попасть в р. Сеяха, по которой планируется сплавиться до устья и выйти в Обскую губу Карского моря, откуда уже, идя вдоль западного побережья, достичь конечной точки маршрута – г.Лабытнанги.

Это были планы. Произошла некоторая корректировка по количеству судов и людей. Один катамаран «Котоярви» и шесть человек  в экипаже.

 

Фото с Баренцового моря. Небольшие шторма не страшны для катамарана «Котоярви»

 

  Экспедиция стартовала сегодня 7.07.2010 г.  У них один катамаран, 6 человек, капитан и владелец Илья Лукомский ( 1966г.р. E-mail: — kotoyarvi @ list.ru ). 

 Стартовали они из Печоры (город), далее до Печорской губы, Баренцево море, о. Вайгач и через Карские ворота к Новой земле, им разрешили высадиться на крайнем юге или (и еще) на крайнем севере архипелага.

 И, еще, мишки хулиганят… Но у ребят есть оружие, на всякий случай…

… следующее сообщение …

 

Парусно- моторное судно «Котоярви», год постройки 2002.

Бортовой номер- Р7216МЦ;
Парусный номер «МАРИНС»- М495
Длина 8.5 метров, ширина габаритная 4.75м, Экипаж 2-8 человек, число стационарных спальных мест — 6. Полное водоизмещение 2т. Вес в упаковках 950 кг.
Корпуса катамарана — надувные, двухслойной конструкции.
Центральный пост подкачки корпусов — предохранительный клапан, манометр, компрессор.
Запас пресной воды 90 литров, автономность с экипажем в 6 человек- 5 суток.
Электрооборудование:
Бортовая сеть электроснабжения — 12 вольт.
Питание — аккумулятор 62 а/ч, с зарядкой от генератора двигателя (200Вт) и подвесной гидротурбины (140 Вт).
Потребители — навигационное оборудование, свет в каюте и на камбузе, помпа для забортной воды, электроприводные закрутки передних парусов.
Навигационное оборудование:
1. Два 127-мм компаса-курсоуказателя.
2. Картплоттер «Garmin 182».
3. Эхолот “Garmin Fishfinder-100blue“.
4. Автопилот Raymarin 1000+.
Метеорологическое оборудование:
1.Анемометр Skiwetch с вынесенным на мачту датчиком.
2. Электронный барометр.

Высота парусности – 10,5 м (от ватерлинии).
Парусное вооружение — тендер, парусность 43 м2.
Грот 20, Кливер 16, Стаксель 7.
Двигатель — 4-х тактный подвесной мотор- Mercury 9.9.
Запас топлива 150 литров
1. Спасательный плот ПС-8 в контейнере, с системой полуавтоматической накачки.
2. Аварийный комплект, представляющий собой установленную на корме и соединенную линем со спасательным плотом герметичную флягу, содержащую: запас питьевой воды (5л), большой спальник-одеяло, продукты.
3.Спасжилеты по количеству членов экипажа с поясами-обвязками для крепления страховочных поясов
4.Бросательные концы.

Связь: Радиостанция Icom 3M морского диапазона УКВ.  

Фото  с сайта Ильи Лукомского.

Фото Ильи Статейкина.

07.07.2010

Оцените статью
Добавить комментарий