Новая цифровая видеокамера формата DV: Canon XL1S

Чтобы определить дату изготовления камеры Canon XL1, надо вынуть батарейки и посмотреть на основание корпуса: именно там указаны месяц и год ее выпуска. На моей камере стоит — “январь 1998 года”, т. е. я оказался среди тех операторов, которые первыми приобрели ставшую позднее очень популярную модель, и не жалею об этом. Конечно, с тех пор было выпущено много других моделей цифровых видеокамер формата DV, и каждая из них имеет свои достоинства. Одни, например Sony PD100A, оснащены большущим складным жидкокристаллический видоискателем, а другие, например JVC GY-DV500, имеют корпус, который позволяет удобно располагать камеру на плече. И, конечно, многие из них обеспечивают изображения высочайшего качества! Но камеры с лучшим, чем у XL1, набором встроенных функций, включающим помимо всего прочего режим прогрессивного сканирования со скоростью 30 кадров в секунду, для которой предлагается очень широкий выбор объективов по вполне разумным ценам, пока еще нет!

Однако камера XL1 все-таки имела ряд недостатков, все они хорошо известны специалистам. При работе с оригинальным объективом 16Х, которым комплектуется камера, удержать фокусировку при увеличении масштаба изображения (“наезде”) достаточно сложно, затрудняет фокусировку и низкое разрешение цветного видоискателя. Для устранения многих подобных недостатков компания Canon разработала эффективные, но очень дорогостоящие дополнительные модули. Некоторые из них я приобрел (например, объектив с полностью ручным управлением и широкоугольный объектив Canon 3Х), но понять, почему монохромный видоискатель в форме трубы стоит почти $2000 , я не в состоянии!

Необходимость появления новой камеры, которая могла бы заменить модель XL1, назревала в течение последних нескольких лет. И вот в июле этого года компания Canon наконец-то анонсировала выпуск новинки. Но не модели XL2, как ожидали многие, а всего лишь XL1S. В комплекте с камерой покупатели получат новый стандартный объектив 16X II IS и набор принадлежностей, в который включен аудиоадаптер с плечевым креплением MA-200 (камера с объективом 16Х и цветным видоискателем в США стоит $4699, одна камера — $3299, аудиоадаптер MA-200 — $499). Для тестирования я взял камеру с новыми объективом и аудиоадаптером.

Новые возможности

оператор, привыкший работать с Betacam или другими камерами, которые размещаются на плече, взяв XL1S, первым делом обратит внимание на наличие контрольных цветовых полос в стиле SMPTE, которые задаются с помощью специальной кнопки, а не через меню. И хотя данная кнопка многофункциональна, ее появление порадует многих. При воспроизведении записи, сделанной камерой XL1S, на вектороскопе, который отображает формы сигналов во времени, цветовые полосы проявляются как раз на маркировочных знаках, поэтому вам не придется гадать, какие установки задавать при отправке цифровой мастер-копии фильма в студию дублирования для изготовления копий в стандарте VHS.

На левой стороне камеры расположены еще несколько очень полезных кнопок. С их помощью можно управлять значительно расширенной функцией Gain (усиление): на выбор предлагаются следующие установки — -3, 0, +6, +12, +18 и +30 дБ. Но можно задать и автоматический режим (Auto mode) установки усиления. Правда, появившиеся в нем новые значения в +18 и +30 дБ сопровождаются достаточно сильными шумами, но этого и следовало ожидать. Они могут оказаться полезными при съемке в условиях низкой освещенности, например, на улице ночью.

Рядом с кнопкой Gain располагается кнопка управления балансом белого, ее функции разработчики тоже расширили. Добавлены два новых регулируемых уровня баланса белого, дополняющих предустановки для ламп с вольфрамовой нитью и естественного освещения, а также возможность для задания автоматического отслеживания изменений условий освещенности.

Хотя красная дверца с закругленными краями сохранилась, функции расположенных под ней кнопок изменились. Во-первых, увеличилось количество вариантов, которые можно выбрать в меню. Во-вторых, работа с меню теперь осуществляется с помощью селектора, выполненного в виде колёсика, которое, помимо этого, используется также для ручного управления диафрагмой. Функции двух верхних кнопок задаются пользователем (Custom Keys): каждую из них можно запрограммировать на переключение тестовой таблицы zebra pattern, записи на пленку меток для быстрого поиска и монтажа (Index Write), выключение лентопротяжного механизма магнитофона при включенной и работающей камере, включение или выключение передачи сигнала на внешний дисплей (можно не носить постоянно с собой пульт дистанционного управления), регулировку уровня входных аудиосигналов на каналах 1 или 2, задание скорости масштабирования изображения (“наезда”) для кнопки zoom, расположенной на рукоятке или на ручке вверху камеры.

Две другие кнопки активизируют пользовательские настройки (Custom Setup). Можно задать до трех комплектов установок, выбрав для каждого коэффициенты усиления цвета и фазы (хотя интервал зелено-красной шкалы немного ограничен), уровня черного и резкости (последняя опция Sharpness control особенно порадует пользователей). Диапазон установок резкости изображения просто поражает своей широтой, а результаты можно разглядеть даже на видоискатели с относительно невысоким разрешением.

Конечно, это еще не та, поражающая воображение резкость, которая характерна для камер компании Sony, но, все-таки большой шаг вперед. Меню содержит шесть подразделов (субменю), в которых задаются: настройки камеры (Camera Setup), предустановки пользователя (Custom Presets), настройки видеомагнитофона (VCR Setup), настройки дисплея (Display Setup), установочные параметры системы (System Settings) и параметры кнопок, программируемых пользователем (Custom Keys). В подменю VCR Setup включено два замечательных новшества: одно позволяет держать камеру включенной, когда видеомагнитофон переходит в режим ожидания standby, а другое реализует возможности интервалометра и позволяет оператору вести съемку в течение 0,5 — 2 с интервалом 30 с, 1, 5 или 10 мин. Конечно, абсолютно реалистичных эффектов эта функция вам не обеспечит, но в процессе монтажа можно добиться, чтобы они выглядели вполне привлекательно.

В подменю Display Setup вас ожидает сюрприз, который называется “друг кинорежиссера” и дает отметки видоискателя для формата 16:9. К сожалению, когда камера переключается в режим работы 16:9, поле видоискателя преобразуется, и отметки исчезают. Но, если вы проводите съемку в формате Letterbox (4:3) они будут очень полезны.

В подменю Camera Setup включено еще одно важное дополнение: возможность выбора разных уровней цветной тестовой полосатой таблицы — 80, 85, 90, 95 и 100 элементов IRE. Теперь и операторам камер производства Sony, которые привыкли к “зебре” на 78%, придется работать со 100%-й “зеброй”, которая стала стандартом для большинства камер других производителей!

В том же подменю есть функция управления Clear Scan. Каждый, кому хоть раз приходилось снимать экран компьютерного монитора или телевизора, одобрит ее появление. Ведь в нем предусмотрена возможность задания 117 вариантов телевизионной развертки — от 61,9 Гц до 201,5 Гц. И вы обязательно найдете такое значение, которое поможет вам избавиться от черных полос на экране монитора!

Недостатки

Камера XL1S действительно хороша, но недостатки в ней все-таки есть. Так, новый аудиоадаптер MA-200 представляет собой громадную шишку из пластика и металла. На нем расположены четыре разъема XLR, чтобы обеспечить работу всех возможных четырех аудиоканалов и штекер BNC для видео. Но странно то, что при четырех разъемах в комплект входит только два кабеля. Поэтому, чтобы задействовать аудиоканалы 3 и 4 или штекер BNC, придется где-то доставать дополнительные кабели.

Некоторые операторы выражали недовольство по поводу того, что передняя часть камеры XL1 перевешивает и ее приходится держать не на плече, а на предплечье. Для устранения этого недостатка в блоке MA-200 предусмотрена специальная пластина (ее можно передвигать вперед и назад), на которой закреплены два шестидюймовых полоза для приемника беспроводного микрофона и дополнительного источника питания. Безусловно, решение интересное, но на том комплекте, который достался мне для тестирования, и полозы (направляющие), и сама опорная пластина крепились не плотно и гремели так громко, что были явственно слышны на звуковой дорожке, которую писал встроенный микрофон камеры. Поэтому мне кажется, лучше бы уж установили прежнюю модель аудиоадаптера MA-100 на большую подложку новой модели MA-200. Но, несмотря на значительное увеличение размеров аудиоадаптера MA-200, полностью упакованная камера все еще помещается в мой кофр Porta-Brace CTC-2!

Камерой XL1S я снял собрание учителей, проходившее в не очень хорошо освещенном конференц-зале, поэтому мне пришлось выставить для диафрагмы 2,8 f-stops. В ходе этой съемки я высоко оценил возможности нового объектива 16Х II IS, которым в качестве стандартного оснащается камера XL1S. Он отличается значительно более высокой резкостью и фокусируется намного быстрее своего предшественника. Кажется, и сектор для ручной наводки на резкость стал более точным. Не хватает, правда, отметок о расстоянии, которыми любят пользоваться многие операторы. В общем, если вы были не в восторге от старого объектива, то и новый вам не понравится, а вот, если вы сработались со старой моделью, то и новый 16X II IS оцените по достоинству.

Компания Canon внесла в конструкцию новой камеры XL1S еще целый ряд усовершенствований, например, вставку даты и времени, которая окажется полезной для операторов, работающих в органах юстиции, устройство для автоматического пуска, предназначенное для тех, кто хочет снимать самого себя. Есть даже поддержка управление видеомагнитофоном посредством FireWire: нажав кнопку записи на камере, можно вести запись одновременно на камеру и на внешний видеомагнитофон. Эту возможность оценят те, кому требуется сделать запись, превышающую по продолжительности один час.

Я рассказал почти обо всех усовершенствованиях, которые были сделаны в новой модели. Но что же Canon забыла установить в камеру? Во-первых, меня просто шокировала очень малая мощность усилителя для наушников. Установив максимальную громкость, вы не услышите звук, идущий из наушников, даже в полночь посреди смиренного кладбища. И потом, почему настройки в разделе Audio 1 содержат только одну регулировку уровня громкости, несмотря на наличие средств регулирования баланса между каналами? В аналогичном разделе Audio 2 предусмотрены два переключателя уровня громкости. Я считаю, что и в Audio 1 должно быть две регулировки!

А вот фильтр нейтральной оптической плотности имеет все те же девять f-stops, хотя для большинства случаев и шести более чем достаточно. И, неужели, никто не заметил, что оба значка “Rec” и “Pause”, высвечивающихся на дисплее видоискателя, окрашены в зеленый цвет? Ведь так просто было изменить цвет, например на красный, для одного из них! И последнее — переворачивающийся монитор, должно быть это замечательно, но я так и не сообразил, куда его следует прикрепить.

Лучшее качество изображения

Поскольку в технических вопросах я не такой уж и дока, утверждение компании Canon о том, что отношение сигнал/шум у новой камеры XL1S на 4 дБ лучше, чем у старой XL1, приму на веру. Но все же, даже при максимальной резкости, камера XL1S не способна передать изображение так четко, как обычная камера компании Sony. Однако рассматривать это как недостаток не следует. При съемках небольшая размытость изображения позволяет смягчить черты лица, к тому же многие доброжелательнее относятся к тем операторам, которые стараются скрыть недостатки внешности, а не подчеркивать их.

В камере XL1S сохранен режим покадровой съемки, который позволяет записать на пленку до 30 кадров в секунду в режиме прогрессивного сканирования. Полученные кадры некоторым нравятся даже больше, чем обычный фильм.

Вы, наверняка, задаете вопрос: “А автор статьи купил бы камеру XL1S, которую он так расхваливает?” Честно говоря, не знаю. У моей камеры XL1 есть одно большое преимущество — деньги за нее уже давно заплачены. Хотя новые средства управления резкостью и новый объектив 16Х могут оказаться весомым фактором в пользу покупки. В новой модели мне особенно понравились цветные полосы SMPTE, функции Clear Scan и удаленного управления магнитофоном. Я уже приобрел два дополнительных объектива для камеры XL, поэтому можно считать, что побудительных мотивов для того, чтобы сменить свою камеру на новую модель того же производителя у меня предостаточно.

В целом, можно сказать, что усовершенствования, сделанные компанией Canon в камере XL1, значительно повысили уровень модели XL1S . Поэтому, если вы еще не приобрели высококачественную цифровую видеокамеру формата DV, то новая XL1S будет хорошим выбором.

Canon предлагает несколько дополнительных объективов для камеры XL1S. Слева показан объектив 16X II IS Zoom Lens, который входит в качестве стандартного в комплект поставки камеры XL1S. Его фокусное расстояние может изменяться в пределах 5,5 — 88 мм, а стоимость при покупке отдельно от камеры составит $1699. Фокусное расстояние черного объектива 16X Manual Servo Zoom Lens изменяется в пределах 5,4 — 86,4 мм, и стоит он $1799. На заднем плане показан объектив 3D Imaging Video Lens (номер позиции по каталогу Canon 8499), с помощью которого можно создавать объемные изображения. Покупка за $660 адаптера EOS для XL позволит устанавливать на камеры XL1 и XL1S различные объективы с постоянным фокусным расстоянием производства компании Canon, предназначенные для кинокамер. Справа представлен суперширокоугольный объектив Extra Wide-Angle 3X Zoom Lens стоимостью $1599 с фокусным расстоянием 3,4 — 10,2 мм, что сопоставимо с трансфокацией для кинообъективов в пределах 24 — 72 мм.

08.10.2008

Оцените статью
Добавить комментарий