Дизель-электроход «Булгария»
9 июля
16:15
В ЦУКС Главного управления МЧС России по РТ от Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды поступает штормовое предупреждение об опасном метеорологическом явлении следующего содержания: «В ближайший час с сохранением вечером 9 июля, ночью 10 июля 2011 г. местами по РТ и в Казани ожидаются грозы, сильные ливневые дожди, шквалистые усиления ветра 22 — 27 м/с, крупный град. В связи с ухудшением погодных условий воздержаться от поездок. В случае ухудшения погодных условий владельцам маломерных судов в связи с плохой видимостью, а также осложненной обстановкой на воде необходимо воздержаться от выезда на своих плавсредствах без особых на то причин».
21:00
По расписанию дизель-электроход «Булгария» выходит из Казани в Болгар в двухдневный круиз выходного дня, уже имея крен на правый борт. Маршрут круиза проходит по акватории Куйбышевского водохранилища.
10 июля
11:15
Теплоход «Булгария» отправляется в обратный путь из Болгар в Казань, также имея правый крен.
12:00
Аниматоры теплохода приглашают детей в игровую комнату. В результате около 30 детей оказываются на нижней палубе теплохода.
Место крушения теплохода «Булгария»
Момент катастрофы.
При выполнении поворота и выходе на главный судовой ход судно ещё сильнее накренилось на правый борт. В этот момент шёл ливень и дул шквалистый ветер. При маневре судно зачерпывает большое количество воды. Происходит затопление палуб и внутренних помещений. В течение примерно 3-х минут времени теплоход «Булгария» полностью уходит под воду на глубине около 20 метров. Крушение происходит в 3 километрах от правого берега Волги, в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана.
Около 13:00
Сухогруз «Арбат» во главе с капитаном Юрием Тучиным проходит мимо, объясняя это тем, что не понял, что людям нужна помощь, поскольку ни свистков, ни криков, ни сигнала SOS не было. Тем не менее он связывается с диспетчером и докладывает об увиденном. Диспетчер, в свою очередь отвечает, что следом идет «Арабелла», которая всех подберет и добавляет: следуйте по маршруту.
Некоторое время спустя капитан теплохода «Дунайский-66» Александр Егоров, проходит мимо места трагедии, объявляет тревогу «человек за бортом». После чего делает запрос капитану теплохода «Арабелла» о дальнейших действиях.
Капитан теплохода «Арабелла» Роман Лизалин, как возглавляющий спасательную операцию, от помощи буксира «Дунайский-66» отказывается объясняя это тем, что есть вероятность столкновения судов, а так же длительное время подхода «Дунайского-66» к месту нахождения плотиков из-за низкой маневренности и большого веса буксира.
Капитан теплохода «Арабелла» Роман Лизалин
14.00
К месту крушения «Булгария» подходит теплоход «Арабелла». Ее экипаж спускает шлюпки и оказывает помощь потерпевшим.
Около 14.30 — 15.00
На место трагедии выезжают силы Камскоустьинского гарнизона пожарной охраны, Центра ГИМС и Поисково-спасательной службы. Из Казани вылетает вертолет Ми-8 авиазвена МЧС России с группой спасателей на борту.
16.00
В акватории Куйбышевского водохранилища идет спасательная операция. Информация о крушении попадает в СМИ.
20:00
В речном порту Казани собираются родственники пострадавших.
21:00
В речной порт прибывает теплоход «Арабелла», подобравший пострадавших. Туда же были направлены около 100 сотрудников патрульно-постовой службы полиции и 10 экипажей ГИБДД. Выставлено оцепление, организовано патрулирование дорожного движения. Для оказания морально-психологической помощи выжившим, а также их родственникам работают психологи МВД. На месте ЧП задействовано более 200 сотрудников органов внутренних дел Татарстана. Поисковые группы патрулируют близлежащие территории, идет поиск выживших в катастрофе, ведется опрос свидетелей и выяснение причин трагедии. Принимаются меры по сохранению вещественных доказательств, недопущению мародерства. Сотрудники криминальной милиции проводят работу по дальнейшему уточнению списков пострадавших и установлению их адресов. У многих находившихся на борту «Булгарии» известны только имена и фамилии. Поисково-спасательная операция продолжается…
21.40
Из Москвы прилетает самолет со спасателями «Центроспаса» — 17 человек и «Лидера» -16 человек.
Операция по поднятию «Булгарии» | Гражданская панихида в речном порту |
В настоящий момент
По состоянию на 25.07.11г. извлечено 122 тела погибших, в том числе 28 детей, 72 женщин и 22 мужчины.
Всего с начала проведения поисково-спасательной операции в зоне затонувшего судна для патрулирования на акватории, обследования островов и береговой линии по воде и с суши привлекались 4153 человека, 1109 плавсредства, 266 автомобилей и 134 воздушных судна.
В связи с обнаружением тел всех погибших с 25.07.2011г. поисковая операция на акватории и прилегающей территории прекращена.
По уточненным данным СКР, на судне в момент крушения находился 201 человек, были спасены 79.
ФАКТЫ.
Затонувшему теплоходу было 56 лет. По утверждению создателей «Булгарии» срок эксплуатации теплохода истек еще в 1975 году, таким образом он использовался после окончания срока эксплуатации еще 36 лет.
Изначально судно носило название «Украина». После перенесенного пожара теплоход должны были снять с эксплуатации, однако этого не произошло.
На теплоходе находилось на 61 человек больше рассчитанного по нормативам.
По факту кораблекрушения возбуждены три уголовных дела — о нарушении правил эксплуатации (ст. 263 УК РФ) и оказания туристических услуг (ст. 238 УК РФ), о неоказании капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ). Двое подозреваемых по ст. 238 УК РФ — гендиректор субарендатора «Булгарии» «Аргоречтур» 40-летняя Инякина и старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра 62-летний Ивашов по постановлению Вахитовского райсуда Казани арестованы на время предварительного следствия — до 10 сентября 2011 г. Оба уже оспорили решение суда, настаивая на более мягкой мере — подписке о невыезде или домашнем аресте.
По материалам сайтов МЧС, новостных агентств, сообщениях в Twitter, Википедии.
02.08.2011