Улица Туполева

Туполев Андрей Николаевич

 

Туполев Андрей Николаевич

Туполев Андрей Николаевич (1888-1972) — трижды Герой Социалистического Труда, советский авиаконструктор, академик АН СССР, генерал-полковник-инженер. Родился в селе Пустомазово Тверской губернии в семье землевладельца. Его отец, оставив службу нотариуса, купил маленький хутор и переселился туда со своей большой семьей.

Окончив Тверскую гимназию, Андрей Туполев в 1908 г. поступил в Московское высшее техническое училище (МВТУ), где под руководством Н.Е. Жуковского начал заниматься в воздухоплавательном кружке. В 1911 г. Туполева в числе 39 студентов, обвиненных в политической неблагонадежности, отчислили из МВТУ. Он вернулся в училище только через три года. По его окончании (1918) вместе с Жуковским Туполев стал организатором и одним из руководителей Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). В 1918-1935 гг. Туполев работал заместителем руководителя этого института. В 1922 г. он сформировал в составе ЦАГИ и возглавил опытное КБ, деятельность которого была связана с развитием тяжелых сухопутных, морских, боевых и гражданских самолетов, торпедных катеров и аэросаней. 

В 1922-1924 гг. Туполев руководил работами по внедрению авиационного металла дюралюминия в самолетостроении, в 1924-1925 гг. создал АНТ-2 и АНТ-3 – первые советские цельнометаллические самолеты. Туполевым было разработано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых выпускались серийно. На его самолетах установлено 78 мировых рекордов, выполнено 28 уникальных перелетов, в том числе беспосадочные перелеты в США через Северный полюс экипажами В.П. Чкалова и М.М. Громова на АНТ-25, высадка научной экспедиции “Северный полюс” во главе с И.Д. Папаниным. В 1934 г. появился 8-моторный гигант АНТ-20 “Максим Горький”, в то время самый большой самолет в мире. В 1936 г. КБ Туполева вышло из состава ЦАГИ и было преобразовано в самостоятельный завод. 

В 1937 г. начались аресты сотрудников туполевского КБ, обвиненных в шпионаже в пользу Германии. Туполева арестовали 21 октября 1937 г. Вначале он находился в одиночной камере на Лубянке, затем его переводят в Бутырку. В эти годы были арестованы более 200 ученых и конструкторов, работавших в области авиастроения. Среди них были члены и члены-корреспонденты Академии наук СССР, доктора наук, профессора, директора и главные инженеры крупных заводов. Некоторые ученые и конструкторы попали в лагеря, но основную часть арестованных оставили в Москве, вначале в поселке Болшево, а затем для них были созданы специальные конструкторские бюро, где они продолжали работу уже в качестве спецзаключенных. 

По просьбе Туполева, возглавившего одно из этих ОКБ, в Москву вернули и некоторых не успевших погибнуть в шахтах и на лесоповалах инженеров. Среди них оказался С.П. Королев. В апреле-мае 1940 г. выездная сессия военной коллегии ВС СССР, как бы “узаконивая” новый статус спецзаключенных, осудила всех их на различные сроки заключения. Туполев получил 15 лет заключения и 5 лет поражения в правах за шпионаж, подрыв экономики, организацию диверсий на заводах и создание контрреволюционной организации в авиационной промышленности. 

В начале войны Туполев, освобожденный в июле 1941 г. за успешную работу по созданию бомбардировщика нового поколения “проект 103” (будущий Ту2), вместе со своим ОКБ был эвакуирован в Омск. Там на базе недостроенного завода тракторных прицепов был создан завод № 166, на котором выпускали Ту2. 

В послевоенные годы под руководством Туполева был разработан целый ряд военных и гражданских самолетов, в числе которых реактивные бомбардировщики Ту12 (1947) и Ту16 (1954), реактивный пассажирский самолет Ту104 (1956), турбовинтовой межконтинентальный лайнер Ту114 (1957), а также пассажирские Ту124, Ту134 и Ту154. Созданы были сверхзвуковые боевые самолеты Ту128, Ту22, Ту22М, Ту160 и знаменитый пассажирский Ту144.

В 1958 г. Туполеву была присуждена золотая медаль им. Жуковского “За лучшую работу по теории авиации”. Он стал почетным членом Королевского авиационного общества Великобритании (1970) и Американского института авиации и космонавтики (1971). Он был удостоен также Большой золотой медали ФАИ, премии им. Леонардо да Винчи (Италия), золотой медали основоположников авиации (Франция) и других наград. А.Н. Туполев – лауреат Ленинской премии (1957), Государственной премии СССР (1943, 1948, 1949, 1952, 1972), награжден восемью орденами Ленина, шестью другими орденами, медалями, а также двумя иностранными орденами.

Туполев неоднократно бывал в Казани, так как здесь на авиационном заводе строились многие его самолеты. 
Имя Андрея Николаевича носит улица Туполева в Советском районе Казани. Казанский государственный технический университет (КГТУ) назван именем Туполева.

28.09.2011

Оцените статью
Добавить комментарий