Улица Шигабутдина Марджани

Марджани Шихабутдин (Шигабутдин)

 

Марджани Шихабутдин (Шигабутдин)

Марджани Шихабутдин (Шигабутдин) (1818-1889), великий татарский просветитель, историк, философ, религиозный реформатор, этнограф, археограф, востоковед, педагог. Марджани Шихабутдин (Шихаб аддин Марджани), родился 16 января 1818 г. (по новому стилю) в селе Ябынчи нынешнего Атнинского района Татарстана.

Его жизнедеятельность можно условно разделить на два этапа: религиозно-реформаторский (до 70-х гг. XIX в.) и просветительский (70-80 гг.). Предки Марджани со стороны отца и матери принадлежали к фамилиям известных имамов Мударрисов. Первые сведения по истории Шихаб получил от своего деда Субхана бине Абд ал-Карима, который владел арабским и персидским языками. 

В пятилетнем возрасте Марджани лишился матери, и воспитывался мачехой в довольно суровой обстановке. Начальное образование он получил в медресе деревни Ташкичу, где преподавал его отец. Это медресе было известным религиозным учебным заведением в Казанском крае. Но полученное образование не удовлетворяло Марджани. В 1838 г. он отправился в Бухару для продолжения учебы. В 1843 г. поехал в Самарканд – один из древних очагов культуры Средней Азии. Там он обучался в медресе “Ширдар”, познакомился с известным историком Кади Абу Саидом ас-Самарканди. Марджани вел с ним беседы, работал в его богатой рукописями библиотеке, доступ в которую имели немногие.

В 1849 г., после 11-летнего отсутствия, с новым багажом знаний Марджани возвратился на родину. Примерно через 3 месяца после его приезда в Казань, после сдачи им одного экзамена в Казани, а другого у муфтия в Уфе, 30 марта 1850 г. Духовное собрание мусульман издает указ о назначении Марджани имамом-мударрисом 1-й Казанской мечети.

Слава о татарском ученом как о большом знатоке наук опередила его приход в медресе. Многие стремились попасть к нему на обучение. Марджани поставил перед собой цель: преобразовать, реформировать сознание мусульман в духе нового времени. Он призывал возвратиться к первоисточникам мусульманской религии – к Корану и хадисам, предлагая на основании знания этих источников самому выносить иджтихад (решения по религиозным вопросам). В 1867-1868 гг. Духовное собрание мусульман Поволжья и Приуралья назначило Марджани на высокую религиозную должность – ахуна и мухтасиба Казани. В 1877 г. Марджани по просьбе губернатора Казани пишет обращение к мусульманам о милосердии к животным. Оно было напечатано и распространено по всем мусульманским деревням края. За этот труд ученый был отмечен губернатором благодарственным письмом.

Со временем имя Марджани становится известным далеко за пределами Казани: в 1870 г. вышла в свет его книга “Назурат алхакк”, принесшая автору широкую известность не только на родине, но и на мусульманском Востоке. 70-80-е гг. XIX в. – это время близкого знакомства Марджани с русской культурой, учеными-востоковедами Казанского университета. Марджани в марте 1876 г. принял у себя дома в Татарской слободе всемирно известного ученого А. Брема, автора труда “Жизнь животных”, который знал арабский язык и общался на нем с Марджани и шакирдами в медресе.

Марджани первым из мусульманских ученых был избран в Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете, активно участвовал в его деятельности. В 1877 г. в Казани проходил IV Всероссийский съезд общества, на который съехались около 300 ученых из многих городов России и из-за ее пределов. В сентябре 1876 г. в Казани открылась Татарская учительская школа с 8-летним обучением для подготовки учителей начальных классов из татар. В течение 9 лет Марджани преподавал в этой школе, входил в ее педагогический совет.

Марджани был предвестником джадидистского движения в России. Он проводил реформу преподавания в медресе, направленную на усвоение татарским народом передовых достижений мировой культуры и науки. Марджани написал более 30 произведений, большая часть которых была издана. Идейно-философские взгляды Марджани, его деятельность в качестве педагога, религиозного реформатора, историка, просветителя, философа навсегда останутся заметным явлением в истории не только татарской, но и всей отечественной мысли.

Именем просветителя названа Мечеть аль-Марджани́ (Первая соборная, Эфенди, Юнусовская, тат. əl Mərcani məçete, әл Мәрҗани́ мәчете́) — мечеть в Казани на берегу озера Кабан вСтаротатарской слободе.

В историческом центре Казани в честь учёного названа улица (в 1998 году).

20.10.2011

Оцените статью
Добавить комментарий