Улица Петлякова

Петляков Владимир Михайлович

 

Петляков Владимир Михайлович

Петляков Владимир Михайлович (1891-1942), советский авиаконструктор, конструктор бомбардировщика Пе-2, выпускавшегося в Казани в течение всей Великой Отечественной войны. Родился 15 июня 1891 г. в местечке Сембек Ростовского-на-Дону уезда в семье мещанина.

Вскоре после рождения Владимира Петляковы переехали в Москву, но внезапная смерть отца вынудила их перебраться в Таганрог, где он окончил приходскую школу, а затем техническое училище. Еще во время учебы Петляков начал работать в железнодорожных мастерских. В 1911 г. Владимир отправился в Москву, успешно сдал вступительные экзамены на механический факультет Московского высшего технического училища (МВТУ), но в связи с материальными затруднениями вынужден был прервать учебу. Ему пришлось работать лаборантом на рудничной спасательной станции, затем помощником машиниста Таганрогского железнодорожного депо, токарем одного из заводов в Брянске и даже прорабом архитектурного бюро в Москве. Высшее образование досталось ему нелегко. 

Лишь после Октябрьской революции в 1919 г. В.М. Петляков получил возможность снова вернуться в МВТУ. В период учебы он одновременно работал лаборантом в аэродинамической лаборатории при авиационном расчетно-испытательном бюро. После окончания учебы в 1921 г. руководитель его дипломной работы А.Н. Туполев пригласил Петлякова к себе в Центральный аэродинамический институт. По поручению Туполева он начинает работу в отделе опытного самолетостроения. Владимир Михайлович занимался конструированием и одновременно организацией производства аэросаней, глиссеров, торпедных катеров, самолетов и даже дирижаблей. В течение ряда лет В.М. Петляков принимал участие в создании конструкций, разработанных А.Н. Туполевым. С 1925 г. по 1936 г. он возглавлял конструкторскую бригаду, занимавшуюся проектированием крыльев самолетов, начиная с одноместного АНТ-1 и кончая гигантом АНТ-20 “Максим Горький” (1934 г.). В.М. Петляков также отвечал за контроль при производстве этих самолетов. Он занимался внедрением в серийное производство одного из крупнейших самолетов середины 20-х гг. – тяжелого бомбардировщика ТБ-1 (АНТ-4). В дальнейшем на Петлякова было возложено усовершенствование конструкции 4-моторного бомбардировщика ТБ-3 (АНТ-6) при внедрении его в серийное производство. 

В 1938 г. конструктор был арестован и в тюремном ОКБ приступил к проектированию нового самолета. Ему было поручено создание высотного истребителя ВИ-100. Затем на основе этой машины возник проект бомбардировщика Пе-2. Освоение его производства в Москве совпало с освобождением Петлякова из-под стражи и командированием в Казань. Ставилась задача: в кратчайшие сроки наладить серийный выпуск Пе-2 на Казанском авиационном заводе № 124.

1 мая 1941 г. совершил первый полет казанский Пе-2, а после эвакуации московских авиазаводов Владимир Михайлович был назначен главным конструктором Казанского авиационного завода. Широкую известность конструктору принесли два его самолета – тяжелый 4-х моторный бомбардировщик Пе-8 и пикирующий бомбардировщик Пе-2. 

Эти машины выпускались в Казани в течение всей войны. В рекордно короткий срок было организовано поточное массовое производство самолетов, которые так были необходимы фронту. Пе-2 сыграли большую роль в разгроме фашистских войск. 

В Казани В. Петляков проживал в поселке ИТР им. Урицкого по ул. 13-я Союзная, ныне ул. Академика Королева, д. 28, кв. 4. 
Советское правительство высоко оценило деятельность Владимира Михайловича Петлякова. За достижения в области самолетостроения он был дважды награжден орденом Ленина, орденом Красной Звезды и удостоен Государственной премии (1940). 12 января 1942 г. он вылетел из Казани в Москву на серийном бомбардировщике Пе-2, однако самолет потерпел катастрофу в районе Арзамаса. 

В.М. Петляков похоронен на Арском кладбище Казани.

Именем выдающегося авиаконструктора названа улица в Авиастроительном районе (жилой массив Ново-Караваево) Казани.

14.09.2011

Оцените статью
Добавить комментарий