Улица Ползунова

Ползунов Иван Иванович

 

Ползунов Иван Иванович

Ползунов Иван Иванович (1728-1766), выдающийся русский теплотехник, один из изобретателей универсального теплового двигателя, строитель первой в России паросиловой установки. Родился на Урале в семье солдата. Иван учился в первой русской горнозаводской школе, основанной В.Н. Татищевым в Екатеринбурге.

В 1738 г. Ползунов был переведен из “словесной школы” в “арифметическую”, т.е. техническую часть школы, а в 1742 г. – в распоряжение главного механика уральских заводов Н. Бахарева в качестве “механического ученика”. В 1748 г. Ползунов получил должность техника по учету выплавки металла в Барнауле. В 1750 г. за хорошую работу он был произведен в унтер-шихтмейстеры. В 1758 г. Ползунов свыше трех месяцев пробыл в Петербурге, где посещал Бергколлегию, Академию наук. В 1760 г. Ползунов работал на Красноярской пристани КолываноВоскресенского завода, а в 1762 г. был переведен на завод, где занимался заготовкой топлива. В библиотеке Барнаульского завода И.И. Ползунов изучил теплотехнику, устройство установок английских изобретателей Т. Севери, Т. Ньюкомена, работы французского физика Д. Папена, познакомился с теорией тепла М.В. Ломоносова. 

Практика работы на заводах убедила Ползунова в ограниченной применимости водяного колеса, зависящего от местонахождения источника водной энергии, а теория указала на возможность замены водяного колеса паровым двигателем. В апреле 1763 г. Ползунов представил начальнику Колывано-Воскресенских заводов А.И. Порошину докладную записку, расчеты и детальный проект универсального парового двигателя в 1,8 лошадиных сил – первый в мире проект теплового поршневого двигателя, непрерывность работы которого обеспечивалась применением двух цилиндров, при значительном снижении расхода топлива. Когда проект попал в руки президента Бергколлегии И.А. Шлаттера, тот в своем отзыве отметил оригинальность конструкции, в результате чего Ползунов был переведен на должность механика с чином и жалованием инженерного капитана-поручика. 

Чрезмерное напряжение подорвало здоровье Ползунова, и весной 1766 г. он заболел скоротечной чахоткой. В апреле, сообщая в Петербург о готовности двигателя к действию, тяжело больной Ползунов просил дальнейшие работы над установкой поручить его лучшим ученикам Д. Левзину и И. Черницыну. 16 мая 1766 г. Иван Иванович Ползунов скончался. К сожалению, увидеть в работе паровую машину ему не пришлось. Его детище было пущено в эксплуатацию 7 августа 1766 г. Всего за 2 месяца паровая машина не только полностью окупила себя, но и дала большую прибыль. Но в 1780 г. установка была разрушена, модель двигателя бесследно исчезла. Только в начале ХХ в. стали появляться труды отечественных исследователей, восстановивших историческую правду о работах Ползунова. Портрета И.И. Ползунова до сих пор найти не удалось. 

Имя Ползунова при советской власти было присвоено Свердловскому ордена Красного Знамени горно-металлургическому техникуму, а также Центральному научно-исследовательскому котлотурбинному институту в Ленинграде.

Имя Ивана Ивановича носит улица Ползунова в Кировском районе Казани

14.09.2011

Оцените статью
Добавить комментарий