Улица Леваневского

Леваневский Сигизмунд Александрович

 

Леваневский Сигизмунд Александрович

Леваневский Сигизмунд Александрович (1902-1937), Герой Советского Союза, советский полярный летчик. Родился в 1902 г. в городе Санкт-Петербурге в семье рабочего. Поляк по национальности, он окончил 3 класса уездного училища, работал на заводе, а в октябре 1917 г. вступил в Красную гвардию.

Участник гражданской войны Леваневский служил командиром роты, батальона, начальником штаба и помощником командира Севастопольского территориального полка. Окончив в 1925 г. Севастопольскую военную школу морских летчиков, он с 1933 г. служил в Главсевморпути и совершил ряд дальних перелетов. 

В апреле 1934 г. С. Леваневский участвовал в спасении членов экспедиции и экипажа затонувшего парохода “Челюскин”. 20 апреля 1934 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Вскоре Леваневский выдвинул идею кратчайшего перелета через Северный полюс в Америку и получил поддержку в правительстве. В 1935 г. была предпринята первая в нашей стране попытка перелететь через Северный полюс, которая закончилась неудачно. В состав экипажа трансарктического перелета на самолете АНТ-25 конструкции Туполева входили командир С.А. Леваневский, штурман В.И. Левченко, второй пилот Г.Ф. Байдуков. 

После этого полета в Управлении полярной авиации Леваневскому было предложено участвовать в освоении новой трансконтинентальной трассы, т.е. связать Американский континент с нашей страной через Тихий океан. С.А. Леваневский и В.И. Левченко выехали в США. В ЛосАнджелесе был выбран самолет, на котором летчикам предстояло совершить перелет. 5 августа 1936 г. был дан старт перелету, который проходил в тяжелых условиях над неосвоенными районами северного побережья Америки и Советского Севера. 

В 1937 г., после перелета В.П. Чкалова в США, Леваневский получил разрешение на новый трансарктический перелет Москва – Северный полюс – США на самолете ДБА конструкции В.Ф. Болховитинова. В состав экипажа вошли 6 человек: С.А. Леваневский, Н. Кастанаев, В.И. Левченко, Г. Побежимов, Н. Годовиков, Н. Галковский. 12 августа 1937 г. тяжелая 4моторная машина стартовала с подмосковного аэродрома в Щелкове и взяла курс на север. Ночью она была уже над Белым морем. Пилоты переговаривались по радио с начальником дрейфующей станции “Северный полюс” Д.И. Папаниным. 13 августа в 13.40 самолет пролетел над полюсом в сплошной облачности на высоте 6 тыс. метров. “Идем по маяку. Все в порядке. Самочувствие экипажа хорошее”, – радировали с борта самолета. 

Однако спустя 3 часа во время очередной передачи была получена следующая радиограмма: “Отказал правый крайний мотор из-за порчи маслопровода. Идем на трех, идти тяжело. Высота полета 4600. Сплошная облачность. Ждите. Леваневский”. Затем связь с радиостанцией самолета окончательно обрывается… 

Советское правительство предприняло широкие поисково-спасательные действия. Ледокол “Красин”, десятки самолетов с опытными летчиками обследовали обширные территории. Участие в поисковой работе принимали США, Канада, Великобритания. Поиск экипажа успехом не увенчался. Летчиков признали погибшими. 

Именем пилота С.А. Леваневского были названы улицы в Москве, Казани, Киеве, Туле, Липецке, а также военно-учебное заведение. 

Имя Сигизмунда Александровича носит улица Леваневского в Авиастротиельном районе Казани

05.09.2011

Оцените статью
Добавить комментарий