Улица Кариева Габдуллы

Кариев Габдулла

 

Кариев Габдулла

Габдулла Кариев (1886-1920), художественный руководитель первой татарской труппы “Сайяр”, один из основателей татарского профессионального театра, видный артист, талантливый режиссер, педагог, организатор, общественный деятель.

Габдулла Кариев (Миннибай Хайруллин) родился 8 мая 1886 г. в семье крестьянина в деревне Кульбаево-Мараса Чистопольского уезда бывшей Казанской губернии (ныне Нурлатский район Республики Татарстан). Начальное образование получил в родной деревне. К двенадцати-тринадцати годам, проявив незаурядные способности, Миннибай выучил наизусть весь коран и получил право именоваться “Коран хафиз”, что считалось у мусульман высшим достоинством. Первый учитель Хайруллина (Кариева) мулла Зариф счел, что неприлично ему теперь носить простое мужицкое имя Миннибай и нарек его именем Габдулла, означающим “раб божий”. 

Для продолжения учебы Габдулла уезжает в город Уральск и поступает в медресе Гайнетдина карыя (карый – знающий коран наизусть). В это же время в другом медресе (Мотыгуллы хазрата) обучался Габдулла Тукай. С ним Габдуллу Хайруллина познакомил его друг Сиражетдин Бикулов – “вольнодумец”, читающий запретные в то время книги и который часто говорил Габдулле, что для того, чтобы стать современным человеком, надо бороться с предрассудками, которые проповедует и воспитывает медресе. С этого дня Габдулла Хайруллин становится постоянным посетителем медресе Мотыгуллы хазрата и часто видится с Тукаем. Зимой 1905 г. во время одной из дружеских встреч Тукай, Хайруллин, Бикулов решают покинуть медресе. До лета 1907 г. Хайруллин живет мечтой о Казани, стремясь на широкий простор большой общественной жизни. 

Летом 1907 г. Кариев уезжает в Нижний Новгород. В августе 1907 г. туда приезжает недавно организовавшаяся татарская труппа под управлением Кудашева-Ашказарского. Кариев, бывший в восторге от самого факта возникновения профессионального татарского театра, не пропускал ни одного спектакля труппы, перезнакомился со всеми артистами, высказывал им свое восхищение и сам вступил в эту труппу актером. Здесь ему присвоили сценическое имя Кариев (от слова “карый” – наизусть читающий коран). Почти в это же время в труппу вступила и первая артистка-женщина высокоодаренная Сахибджамал Гиззатуллина-Волжская. А в Касимове, что на Оке, к ним присоединилась и артистка Шаймарданова. 

Первое же гастрольное путешествие актера Кариева сопровождалось большими страданиями и лишениями. До Москвы первая татарская труппа добиралась, с трудом преодолевая все препятствия. А в Москве наступили долгие дни мытарств. Голод, холод, безденежье, затруднения, связанные с получением разрешения на спектакли, противодействие татарской буржуазии и духовенства, довели немногочисленную труппу до отчаяния. Начались недовольства внутри коллектива и многие покинули театр. Не выдержав испытаний, ушел из труппы и сам Ашказарский. В этот критический момент жизни только что возникшего театра Кариев проявляет себя как талантливый организатор, и коллектив доверяет ему руководство театром. Достав небольшую сумму денег, Кариев везет театр в город Уральск. 

Сравнительно короткое пребывание театра в Уральске имеет серьезное принципиальное значение в истории татарского театра вообще и для характеристики Кариева как руководителя в частности. В городе Уральске были подведены первые итоги работы молодого театра, учтены некоторые ошибки и определены принципы, на которых Кариев предлагал коллективу строить свою дальнейшую работу:

  • театр вступает в арену общественной жизни как просветительское учреждение; 
  •  вырабатывается второй принцип театра: уважение зрителя и сохранение достоинства актера; вместо шумной рекламы, напоминающей афиши балаганных фокусников, рассчитанной на ошеломление зрителя, коллектив начинает терпеливо разъяснять населению, и в особенности молодежи, великое значение театра; организуются группы, поддерживающие театр; 
  • принимается на вооружение и третий принцип: надо рассматривать спектакль как результат сложного процесса коллективного творчества, требующего знаний, умений, высокого мастерства, которому надо упорно и ежедневно учиться;  
  • вводится система коллективного обсуждения и решения таких основных вопросов жизни театра, как репертуар, маршрут и т.д.

Гастроли на Нижегородской ярмарке сыграли значительную роль в истории татарского театра. Отсюда, из Нижнего Новгорода, весть о возникновении и существовании нового театра, который играет на татарском языке, разносилась по всем уголкам необъятной России. И татарская труппа продолжает свое неустанное передвижение по городам бывшей царской России, сея зерна просвещения и демократии, возбуждая ненависть к мракобесию, самодурству и невежеству. Театр активизирует своими постановками демократические силы татарского народа, помогает им в борьбе против реакции. В эту поездку театр побывал в городах Средней Азии: Tашкенте, Коканде, Самарканде, Андижане; играл спектакли на Урале, в Уфе и Челябинске. В Сибири они посетили Петропавловск и Тюмень. Театр колесил по всей стране, везде находя теплый прием, и, как писал Тукай, “обильно проливая свет”, выполнял свою скромную, но исторически важную миссию. 
Габдулла Тукай принимал близкое участие в жизни театра. Он писал рецензии на спектакли, искренно радовался его успехам и огорчался неудачам. И он же в 1908 г. придумал труппе название “Сайяр” (странствующий, передвижной).

Название труппы “Мосафир артистлар жэмгьяте” (“Товарищество актеров-передвижников”) получало свой действительный смысл. Гастроли на Нижегородской ярмарке сыграли значительную роль в истории татарского театра. Отсюда, из Нижнего Новгорода, весть о возникновении и существовании нового театра, который играет на татарском языке, разносилась по всем уголкам необъятной России. И татарская труппа продолжает свое неустанное передвижение по городам бывшей царской России, сея зерна просвещения и демократии, возбуждая ненависть к мракобесию, самодурству и невежеству. Театр активизирует своими постановками демократические силы татарского народа, помогает им в борьбе против реакции. В эту поездку театр побывал в городах Средней Азии: Tашкенте, Коканде, Самарканде, Андижане; играл спектакли на Урале, в Уфе и Челябинске. В Сибири они посетили Петропавловск и Тюмень. Театр колесил по всей стране, везде находя теплый прием, и, как писал Тукай, “обильно проливая свет”, выполнял свою скромную, но исторически важную миссию. 

Габдулла Тукай принимал близкое участие в жизни театра. Он писал рецензии на спектакли, искренно радовался его успехам и огорчался неудачам. И он же в 1908 г. придумал труппе название “Сайяр” (странствующий, передвижной).

Спектакли труппы “Сайяр” пробуждали в массах национальное самосознание, приобщали их к театру, искусству. Политика и искусство были неразрывны в жизни Г. Кариева, и все же в первую очередь он был актером и режиссером труппы “Сайяр”. Творческая деятельность Г. Кариева поистине многогранна. Как руководитель труппы он ведет большую работу с начинающими драматургами, проявляет незаурядные способности как педагог по актерскому мастерству, большое внимание уделяет изучению наследия русского театра, прежде всего творческого метода К.С. Станиславского. С этой целью весной 1917 г. Кариев организовал поездку труппы “Сайяр” в Москву на спектакли МХТ “На дне”, “Синяя птица” и “Дядя Ваня”. По воспоминаниям, тогда же состоялась встреча татарских актеров с Константином Сергеевичем Станиславским. Во время их беседы обсуждались конкретные проблемы постановки пьес М. Горького, А. Чехова, общие принципы реалистического сценического искусства. Этот разговор с отцом-основателем Московского Художественного театра лишний раз убедил Кариева в правильности выбранного им пути в искусстве. Г. Кариев закладывает основы профессиональной режиссуры татарского театра. Большое значение он придает психологической разработке характеров, глубокому проникновению в образ и каждый раз добивается ансамблевости актерского исполнения. Кроме того, он приглашает на разовые постановки режиссеров русских театров В. Зотова, М. Громова, Н. Зимового, Н. Михайленко. Как актер Г. Кариев также был приверженцем реалистической школы.

Огромно значение таланта Кариева, артиста и руководителя, в становлении и развитии татарского театра. Его личные творческие и организаторские качества сыграли в этом немалую роль. В самые трудные минуты он умел поддержать оптимистическое настроение и высокую работоспособность коллектива. Неоценим его личный вклад. Благодаря своему простому, ясному по форме и глубокому по содержанию искусству, Кариев очень скоро стал близким и дорогим широкой публике. Он был высоко поднят как выдающийся талант татарского народа.

Лучшие представители татарского народа Г. Тукай, Г. Камал, Х. Ямашев, Ф. Амирхан, С. Гиззатулина-Волжская и многие другие писали: “Вопреки злу, причиненному врагами татарского театра, Вы проявили исключительную энергию, темперамент в осуществлении прекрасной цели – развитии татарского театра. Выступая на сценах столицы России и городов Поволжья, Крыма, Кавказа, Сибири, Туркестана и на сценах Бухары и Хивы, Вы своим природным талантом и артистическим мастерством, вызывая то смех, то слезы у публики, были причиной, вызвавшей любовь у народа к этому дорогому деянию. Если огромные трудности, встречающиеся на этом пути – голод, вынужденные остановки в дороге из-за безденежья, ставшие частыми и обыденными в жизни артистов, не привели к распаду “Сайяр”, а наоборот, укрепили его, то это благодаря Вашему умелому руководству труппой. Артистический талант, не имеющий себе равных в артистическом мире татарского театра; поэтому татарский народ называет Вас “отцом татарского театра”. 

В 1911-1912 гг. на помощь театру пришло правление “Восточного клуба”. По инициативе правления – Г. Кулахметова, Г. Камала, Г. Терегулова – труппа “Сайяр” была приглашена на постоянную работу при клубе. Целью этого приглашения было содействие объединению артистических сил, предоставление им материальной базы и нормальных условий работы. Это была организованная поддержка труппы со стороны демократической и революционной части национальной интеллигенции. 
Жизнь Г. Кариева была полностью посвящена служению театру. Больше всего он мечтал о стационарном театре и даже присмотрел для него помещение в Казани – известный “Дом Шамиля”. Но этим планам не суждено было осуществиться. Летом 1918 г. труппа “Сайяр” распалась, а через два года не стало и самого Габдуллы Кариева. Постоянные лишения, чрезмерный труд и нервные нагрузки подорвали его здоровье. Однако, несмотря на болезнь, Кариев продолжал выходить на сцену. Ровно за две недели до смерти 16 января 1920 г. он исполнил одну из главных ролей в комедии К. Тинчурина “Политическая борода”. Свой последний спектакль он играл будучи больным, с высокой температурой. 
28 января 1920 г. Габдулла Кариев ушел из жизни. Ему было всего 33 года. Он скончался в расцвете творческих сил. Высоко оценивая его творческую деятельность, драматург К. Тинчурин писал в те траурные дни: “Несмотря на различные преследования и притеснения… Кариев свое детище – труппу “Сайяр” – поднял на уровень театров других национальностей, столетиями находившихся в более привилегированном положении…”. 

В 1988 г. в честь великого актера и режиссера на его родине в деревне Кульбаево-Мараса Нурлатского района Республики Татарстан открыт музей. 16 февраля 2007 г. постановлением Кабинета Министров № 51 Казанскому татарскому государственному театру юного зрителя присвоено имя Габдуллы Кариева.

В Советском районе Казани (жилой комплекс “Седьмое небо” в районе старого аэропорта) в 2007 году именем Габдуллы Кариева названа улица.

02.09.2011

Оцените статью
Добавить комментарий