Улица Фаттахова Лотфуллы

Фаттахов Лотфулла Абдульменович

 

Фаттахов Лотфулла Абдульменович

Фаттахов Лотфулла Абдульменович (1918-1981), народный художника России, лауреат Государственной премии СССР, лауреат Государственной премии ТАССР им. Г. Тукая, заслуженный деятель искусств ТАССР и РСФСР. Фаттахов Лотфулла Абдульменович родился 27 сентября 1918 г. в деревне Анда Сергачского района Горьковской области.

В 1934 г. приехал в Казань, жил в семье своего друга – будущего художника Х.А. Якупова. Детские рисунки и рассказы Л.А. Фаттахова с 1934 г. печатались в республиканской пионерской газете “Яшь ленинчы”. Окончил Казанское художественное училище (1935-1939), с 1939 г. находился на службе в Советской армии. Участник Великой Отечественной войны. В 1946 г. после освобождения из фашистского плена и демобилизации вернулся в Казань. С 1946 г. работал в “Татхудожнике” (с 1953 г. – ТХФ), сотрудничал как художник в Таткнигоиздате, а также в журнале “Чаян”. 

Член Союза художников с 1946 г., член правления Союза художников ТАССР (1962-1965, 1965-1968). В 1960-1968 гг. – член и секретарь правления Союза художников РСФСР. В 1959-1965 гг. – депутат Казанского горсовета. Лауреат Государственных премий СССР (1951) и ТАССР им. Г. Тукая (1958). Заслуженный деятель искусств ТАССР (1957), заслуженный деятель искусств РСФСР (1957), народный художник РСФСР (1980); награжден орденом Трудового Красного Знамени (1967), медалями и почетными грамотами Президиума Верховного Совета ТАССР.

Произведения Л.А. Фаттахова были представлены на многих республиканских, зональных, всесоюзных и международных выставках, его работы являются украшением многих художественных музеев и картинных галерей Татарстана, России и зарубежных стран.

Л.А. Фаттахов является одним из ведущих мастеров татарского советского изобразительного искусства послевоенного периода. Наиболее сильные стороны его дарования проявились в создании тематических картин бытового жанра, картин, посвященных современности, прежде всего трудовой жизни татарской колхозной деревни. Эту жизнь художник хорошо знал с детства, ее он изучал с юности и в послевоенные годы, совершая поездки в различные районы Татарской АССР и на свою родину в Сергачский район Горьковской области, чутко подмечая все изменения не только во внешних приметах и условиях крестьянского труда и деревенского быта, но прежде всего в характерах, в мире мыслей, чувств, настроений тружеников земли – национальных героев живописи Л.А. Фаттахова.

На всем протяжении второй половины 1940-х и 1950-х гг. от картины к картине (“Утро 9 мая в татарской деревне”, “Хлеба созрели”, “У выездной лаборатории”, “Юность”), от одного пласта этюдного материала (пейзажей, портретов сельских тружеников, в том числе таких замечательных по силе образной выразительности, как “Рауза” или “Галимулла-абый”) к другому накапливались опыт, мастерство художника, умение правдиво и поэтично, эмоционально раскрыть жизнь современной татарской деревни. Своей кульминации эта линия творческих поисков Л.А. Фаттахова, эти качества его живописи достигли в картинах “Сабантуй” и “Свежие срубы”, которые занимают достойное место в ряду лучших тематических произведений татарской советской живописи, не теряя с годами силы эмоционального воздействия на зрителя, свежести, яркости художественного открытия мира. Изображая своих героев в момент радостного весеннего народного праздника в горячем азарте спортивной борьбы (“Сабантуй”) и в энергичном слаженном труде за постройкой нового дома (“Свежие срубы”), художник как бы слагает живописный гимн во славу человека труда, утверждает могучую силу и красоту народного характера, нерасторжимую связь тружеников с родной землей, воспевает нежность и красочность окружающей человека природы. К теме деревенского быта, традиционных народных праздников, трудовых забот художник систематически обращался и позднее, на всем протяжении 1960-1970-х гг. С ней связаны, в частности, такие известные его картины, как “Утро секретаря райкома”, “Из города”, “Пути-дороги”, “Возвращение с сабантуя”.

В многогранном творчестве Л.А. Фаттахова видное место занимает историческая тематика. Совместно с известным татарским художником Х.А. Якуповым он создал знаменательное в истории татарской живописи полотно – “Подписание В.И. Лениным и И.В. Сталиным Декрета об образовании Татарской АССР”, удостоенное в 1951 г. Государственной премии СССР. Среди героев портретной исторической живописи Л.А. Фаттахова были также Александр Пушкин, Максим Горький, Габдулла Тукай, Муса Джалиль.

Особую грань сложного живописного наследия Л.А. Фаттахова составляют картины бытового жанра, юмористического и сатирического характера. Некоторые из них связаны с любовным обращением художника к детской теме (“Помощничек”, “Пока мама не видит”), к теме современной семьи (“Пока мамочка на лекции”) и проникнуты веселой, доброй шутливой интонацией; другие содержат в себе острое сатирическое разоблачение антиобщественных явлений (“Клеветник”, “Прозаседавшиеся”).

Одаренность художника, наделенного природным чувством юмора и остротой взгляда, живо подмечающего все комическое и уродливое, еще более последовательно проявилась в графике Л.А. Фаттахова – в его иллюстрациях к татарским народным сказкам, к произведениям современной и классической литературы, к юмористическим рассказам и сборникам (например, “Тысяча и одна шутка”), в портретных шаржах, в карикатурах, печатавшихся на страницах республиканских журналов и газет, в цикле юмористических зарисовок из жизни творческой интеллигенции.

Многогранность и масштаб творческой деятельности Л.А. Фаттахова, высокое мастерство его живописных и графических произведений ставят его в ряд наиболее выдающихся художников Татарстана, внесших большой вклад в становление изобразительного искусства и культуры Татарстана и России.

Умер Л.А. Фаттахов 17 июня 1981 г. в Казани.

Имя Лотфулла Абдульменовича носит улица в Советском районе Казани.

17.10.2011

Оцените статью
Добавить комментарий