Улица Акмуллы Мифтахетдина

Акмулла Мифтахетдин Камаледдин углы

 

Акмулла Мифтахетдин Камаледдин углы

Акмулла Мифтахетдин Камаледдин углы (Камалетдинов Мифтахетдин Камаледдин углы) (1831-1895), поэт, великий просветитель-демократ XIX в. Родился 14 декабря 1831 г. в деревне Туксанбаево Ельдарской волости (ныне Миякинский район) Белебеевского уезда Уфимской губернии.

Начальное образование получил в деревне Ябалактамак, далее учился в Менеузтамакском и Анясовском медресе, в Стерлибашевском медресе, затем отправился в Оренбург, Троицк, учился и преподавал сам. 

Творчество Акмуллы – это поэзия утверждения и отрицания, радостного призыва и гневного обличения. Он первым встал на защиту новых общественных веяний в литературе XIX в., первым отверг патриархально феодальный консерватизм, религиозный фанатизм и схоластику. Он является и первым известным поэтом сатириком в башкирской письменной литературе. При жизни Акмуллы была издана лишь одна его книга “Памяти Шигабутдина Марджани”, которую издали в Казани в 1892 г. В 1904 г. был опубликован сборник стихотворений, написанных в тюрьме города Троицка. Далее оба сборника переиздаются в одной книге “Памяти Шигабутдина Марджани и другие стихи”. В советское время поэтический сборник Акмуллы (“Улендер жийнагы”) вышел в Алма Ате в 1935 г. До Г. Тукая и М. Гафури он был самым значимым поэтом. Впервые в поэзии Акмуллы просветительские идеи обрели законченность ясно сознаваемой программы. Акмулла, следуя за Марджани, мечтал об очищении ислама от фанатизма, о замене невежественных мулл просвещенными. Акмулла рассматривал поэзию как средство непосредственного общения с народом. Поэтому язык его произведений сравнительно доступен, сравнительно меньше арабизмов и фарсизмов, характерных для письма того времени. Акмулла писал свои стихи большей частью в классической форме рубаи, но мастерски владел и другими поэтическими формами.

Творчество Акмуллы имело определенное влияние на дальнейший ход развития башкирской, казахской и татарской литературы. Он создал самобытную по форме и содержанию поэтическую школу, воздействие которой испытали Тукай и Гафури, Бабич и Кудаш.

24.10.2011

Оцените статью
Добавить комментарий