Улица Абжалилова

Улица Абжалилова Казань

 

Абжалилов Халил Галеевич

 

Абжалилов Халил Галеевич

Абжалилов Халил Галеевич (1896-1963), татарский советский актер. Родился 17 сентября 1896 г. в деревне Мустафино Шарлыцкого уезда Оренбургской губернии. Рос он в деревне, был живым и любознательным мальчиком. С восьми лет учился в медресе, но недолго, так как семья Абжалиловых переехала в город Оренбург.

Сценическую деятельность Х.Г. Абжалилов начал в 1916 г. в татарской театральной труппе “Ширкат”. В 1919 г. он основал в Оренбурге “Восточный театр”. С 1920 г. по 1922 г. организовал театры в Бухаре и Хиве, где ставил спектакли, обучал узбекских актеров мастерству. В 1923-1924 гг. работал в Астраханском театре. В 1924-1928 гг. снимался в фильмах Бухарской киностудии: “Шакалы Равата” (Абдул Неби бай), “Минарет смерти” (атаман Курбаши), “Из-под сводов мечети”, “Крытый фургон”, “Прокаженные”, “Вторая жена” и др. Творческая деятельность Абжалилова в Узбекистане и Астрахани стала для него подлинной школой актерского мастерства. В 1928 г. Абжалилов приехал по приглашению в Казань работать в Татарском академическом театре им. Г. Камала и до последних дней жизни не покидал его сцены. Именно здесь Халил Абжалилов создал свои лучшие незабываемые образы, ставшие подлинными шедеврами сценического искусства. Среди них Сиражетдин (“Банкрот” Г. Камала), Яков Бардин (“Враги” М. Горького), Харитонов (“За тех, кто в море” Б. Лавренева), Гильманов (“Минникамал” М. Амира), король Лир (одноименная трагедия В. Шекспира), Кучумов (“Бешеные деньги” А. Островского), музыкант Миллер (“Коварство и любовь” И.Ф. Шиллера), Биктимир (“Потоки” Т. Гиззата) и многие другие. 

Особенно запомнилась зрителям сыгранная Абжалиловым роль Ходжи Насретдина в комедии Н. Исанбета. Она стала вершиной его творчества. Спектакль “Ходжа Насретдин” с участием Халила Галеевича около 20 лет не сходил со сцены театра и всегда шел при переполненном зрителями зале. Лишь только за сценой раздавался задорный голос Ходжи-Абжалилова, зрители начинали смеяться. Смех продолжал звучать и после закрытия занавеса. 
Х.Г. Абжалилов шел в искусство своим, непроторенным путем и поэтому всегда с большим волнением брался за новую роль. Он подкупал зрителя темпераментом, ясным умом, великолепным голосом. Его сценические характеры отличались самобытностью и оригинальностью, широтой диапазона. Актер никогда не повторял себя и не копировал кем-то ранее найденное творческое решение. И в то же время Абжалилов внимательно следил за творчеством своих коллег. Так, работая над воплощением шекспировского короля Лира, Халил Галеевич изучил материалы о 26 актерах мирового театра, создавших этот образ ранее, что, несомненно, способствовало его творческому успеху.

Актер в равной степени владел средствами комического гротеска и возвышенного трагизма, творчески и органично соединял искусство психологического анализа по системе К.С. Станиславского и традиции национальной исполнительской культуры. Творчество Х.Г. Абжалилова вполне заслуженно считается достоянием и славой не только татарского, но и всего многонационального искусства России. 

Х.Г. Абжалилов активно участвовал в общественной и культурной жизни Казани и республики: в 1941-1953 гг. он работал председателем Татарского отделения ВТО, в 1947-1953 гг. – депутатом Верховного Совета Татарской АССР, был членом Советского комитета Всемирного совета мира. 

Деятельность Халила Галеевича высоко оценена. Он удостоен почетных званий: “Заслуженный артист ТАССР” (1939), “Народный артист ТАССР” (1944), “Заслуженный артист РСФСР” (1940), “Народный артист РСФСР” (1950), “Народный артист СССР” (1957). В 1958 г. за исполнение роли Мисбаха в спектакле “Без ветрил” К. Тинчурина ему была присуждена Государственная премия им. Габдуллы Тукая. Абжалилов награжден орденами Трудового Красного Знамени, “Знак Почета” и медалями. Умер Халил Галеевич 18 марта 1963 г. в Казани.

Казанцы чтят память о выдающемся артисте. На доме № 17/9 по улице Горького, где с 1940 г. жил Абжалилов, установлена мемориальная доска. В Вахитовском районе именем Халил Галеевич названа улица.

24.10.2011

Оцените статью
Добавить комментарий